Содержание

Модельный ряд троллейбусов МАЗ

В 2003 году на базе этого кузова УП "Белкоммунмаш" освоило выпуск троллейбуса АКСМ-221. МАЗ поставлял полностью собранный кузов с шасси, а на "Белкоммунмаше" устанавливали электрооборудование, унифицированное с моделью АКСМ-213.

В 2007 году в сотрудничестве с МАЗом троллейбусы стало производить ООО «Этон». Как и в случае с «Белкоммунмаш», МАЗ поставляет укомплектованный кузов, а ООО «Этон» устанавливает электрооборудование.

Троллейбусы на базе кузовов автобуса МАЗ-103 самые массовые. Также на базе кузова МАЗ-103Т были созданы российские троллейбусы – ПТ-6231 из Санкт-Петербурга, и СВАРЗ-6235 с модернизированным внешним видом, как у автобусов МАЗ-103 с рестайлингом.

Но основное внимание хочется уделить наиболее передовым троллейбусам, создаваемым на базе машинокомлектов МАЗ, — супернизкопольным моделям, созданным на базе кузова автобуса МАЗ-203. Троллейбусы, созданные на базе кузова МАЗ-203, также работают в Европе.

Самая новая супернизкопольная модель — МАЗ-Этон-215Т, созданная на базе сочлененного автобуса МАЗ-215. На сегодняшний день это самый длинный и вместительный троллейбус в СНГ.

Троллейбусы МАЗ-103Т

Троллейбусы МАЗ-103ТМАЗ-103Т — белорусский 12-метровый низкопольный троллейбус для городских перевозок, который серийно выпускается небольшими партиями на Минском автомобильном заводе.

Первый образец троллейбуса был выпущен в ноябре 1999 года. От остальных троллейбусов он отличается расположением окна заднего маршрутоуказателя по центру над задним стеклом аналогично автобусам МАЗ. Уже в 2000 году было выпущено ещё 6 троллейбусов.

С ноября 2002 года Минск переходит на закупку аналогичных троллейбусов сборки завода «Белкоммунмаш» (АКСМ-221), перестав закупать МАЗ-103Т.

В 2006 году МАЗ сворачивает собственное производство троллейбусов. Однако, полностью аналогичные по оборудованию троллейбусы в кузове МАЗ-103 в 2008—2013 годах собирались на заводе «Этон» в Смолевичах, получив наименование МАЗ-ЭТОН-103Т.

Модификации:

  • Ganz-MAЗ-103T — с электрооборудованием GANZ.
  • Ganz-Škoda-МАЗ Т103 — производство Škoda.
  • АКСМ-221 - Производство Белкоммунмаш
  • МАЗ-ЭТОН-Т103 — производство ЭТОН.
  • ПТ-6231 − производство ЭПРО
  • Днепр-Т103 - производства ЮМЗ
  • «Днепр Т10320» — с двигателем постоянного тока ДК-211М и тяговым преобразователем ЭТОН.
  • «Днепр Т10322» — с асинхронным двигателем ДТА-2У1 и тяговым частотным преобразователем Чергос (либо ЭПРО).
  • СВАРЗ-6235.00 - производство СВАРЗ
  • МАЗ-103Т70 − рейсталинговая модификация

При конструировании троллейбуса за основу был взят низкопольный автобус МАЗ-103. Кузов машины скопирован без существенных отличий от своего аналога, имеет габариты 12160×2550х3200; двухосный, вагонной компоновки. Одним из достоинств троллейбуса являются мягкий разгон и торможение, плавный и тихий ход. Колеса размещены по формуле 4×2. Подвеска пневморычажная, сглаживает дефекты дороги.

Низкий пол, высотой 36 сантиметров над проезжей частью, способствует быстрой посадке и высадке пассажиров из троллейбуса. Также предусмотрена возможность перевоза людей с ограниченными физическими возможностями или детей в колясках (до двух мест). С этой целью троллейбус оснащен выдвижным пандусом, размещённым под полом среднего выхода. Возможна перевозка колесной поклажи и габаритных грузов.

В салоне насчитывается до 25 сидячих и до 80 стоячих мест, общая пассажировместимость составляет 100—108 человек. Двери двустворчатые, бесшумные. Присутствует система противозажима и система блокировки движения с открытыми или наполовину закрытыми дверями. Окна безопасные, клеёные, тонированы темно-коричневой плёнкой.

Повышенная электробезопасность. Штанги, токоприемники и тросы покрыты двумя слоями изоляции, весь высоковольтный комплект электрооборудования вынесен на крышу, кузов электроизолирован, а сам комплект герметизирован. Система управления в кабине водителя использует безопасное напряжение 24 вольт.

Система оповещения состоит из маршрутных указателей и громкоговорителей. Настройка электронного табло осуществляется при помощи персонального компьютера.

В троллейбусе установлен тяговый двигатель ДК-211 производства московского завода «Динамо» мощностью 170 киловатт.

Применена тиристорно-импульсная система управления электрооборудованием, что позволяет существенно уменьшить затраты электроэнергии и обеспечить плавность хода и разгона троллейбуса. Дополнительно снизились издержки и с последующим внедрением ТрСУ.

Троллейбусы МАЗ-203Т

Троллейбусы МАЗ-103ТМАЗ-203Т — белорусский низкопольный троллейбус, разработанный на базе автобуса МАЗ-203 на Минском автомобильном заводе.

Выпуск троллейбусов с использованием машинокомплекта автобуса МАЗ-203 начался в 2008 году. Кузов изготовляет МАЗ. На первые троллейбусы устанавливалось электрооборудование ООО «ЭТОН» и тиристорно-импульсная система управления (ТИСУ).

Всего в 2008—2009 годах было изготовлено 14 машин, после чего до 2015 года производство троллейбусов данной модели прекратилось.

Кузов троллейбуса МАЗ-203Т унифицирован с кузовом автобуса МАЗ-203. Главное его отличие от автобусного собрата — отсутствие «шахты» моторного отсека (за исключением единственного экземпляра троллейбуса АКСМ-203Т, выпущенного предприятием «Белкоммунмаш» в 2008 году). Как и его предшественник (МАЗ-103Т), троллейбус МАЗ-203Т не имеет никаких отличий в интерьере, но является полностью низкопольным за счет отсутствия ступеньки в задней двери. В задней части салона вместо шахты двигателя установлены дополнительно четыре сиденья. В зависимости от комплектации троллейбус может быть оснащен системой автономного хода, пневматическими штангоуловителями (ПШУ) и кондиционерами кабины водителя и пассажирского салона.

Модификации:

  • Amber Vilnis 12 AC (МАЗ-ЭТОН-Т203 «Amber») — два экземпляра собраны в Литве в Вильнюсе под маркой Amber в 2011 году.
  • АКСМ-203Т - производство Белкоммунмаш.
  • МАЗ-203Т8М (MAZ-203T8M) − модификация для Люблина
  • МАЗ-ЭТОН-Т203 − производство ЭТОН.
  • МАЗ-203Т21 − модификация с автономным ходом, в которой суперконденсаторы расположены на крыше.
  • МАЗ-203Т70 − модификация с автономным ходом, в которой суперконденсаторы расположены сзади салона в шкафу.
  • СВАРЗ-МАЗ-6275 - производство СВАРЗ
  • PTS-12 - модификация компании «Политтехсервис".
  • Днепр-Т203 - производство Южмаш. Всего выпущено 165 экземпляров, некоторые машины выпущены в исполнении электробуса с динамической подзарядкой (троллейбус с увеличенным автономным ходом).